Дата рождения: 26.11.1975. Сатирикон, актер.
Любимое:
* время года - осень
* города - Москва, Лондон
* блюдо - суши
* напиток - виски
* отдых - активный: нанять такси и самостоятельно осмотреть культурные достопримечательности
* стиль одежды - свободный.
– Максим, ты, можно сказать, вырос на «Мосфильме», в кино снимаешься давно, а свою первую небольшую роль сыграл в шесть лет в фильме «Похождения графа Невзорова». Одни подразделяют профессию на актера театра и кино, другие – утверждают, что если есть талант –везде сыграешь хорошо...
– Кино и театр – две совершенно разные профессии. Есть театральные актеры, которые легко входят в органику кино, познают все составляющие этой специальности, некоторых, что называется, даже пленка любит. Но далеко не каждый даже уникальный артист театра может быть хорошим актером кино. Имеет значение – кто твой наставник, меня научил работать в кино Вадим Абдрашитов, у него я снимался в замечательной картине «Магнитные бури».
Абдрашитов – режиссер, который верен себе, абсолютно творческий. Он по-прежнему занимается постижением души человека, его фильмы заставляют думать, переживать.
Сейчас, к сожалению, люди привыкли к сюжетному кино, к плоским, безликим героям. Многие артисты используют одну и ту же краску... Посмотришь, бывает, фильм и думаешь: «Не за кого утонуть!»
А ведь картина должна поднимать дух, воспитывать, волновать…
Обидно, что забываем о своих корнях, копируем западные клише. Непонятно, почему мы потеряли традиции отечественного кино, на котором воспитывалось не одно поколение людей... Мне больно видеть, что переживает наш кинематограф сегодня. Слава Богу – у нас есть еще такие мастера как Абдрашитов, Чухрай, Михалков.
– Недавно ты закончил сниматься в 12-серийной картине «Доктор Живаго» у Александра Прошкина. Сыграл роль Панфила– партизана, вырезавшего всю свою семью...
– Было непросто разобраться в психологии этого человека, оказавшегося в безвыходной ситуации, осознать, что им «двигало». Как правило, работая над ролью, всегда обыгрываю ее по-разному, ищу новые приемы.
– Максим, в Сатирикон ты пришел в 1997 году – сразу по окончании Щукинского училища. Кто из педагогов оказал наибольшее влияние?
– Учителя у меня оказались удивительные, люди-вехи: знаменитый чтец Яков Михайлович Смоленский, Марина Александровна Пантелеева.
В искусстве чрезвычайно важна преемственность. Мы должны обращать внимание на то, что сделали наши предшественники, обязаны помнить о прошлом, но не быть ни в коем случае людьми прошлого! Никто не сможет сделать хороший фильм или спектакль, не думая о зрителях, забывая, ради кого он создается.
Режиссер, артист должны быть современным и говорить со зрителем на современном языке.
Каждый год театральные вузы выпускают новых актеров. Среди них много необученных, вернее, обученных по старинке. Время сейчас предъявляет другие законы, театр развивается и идет вперед. Мне совершенно бывает непонятно, когда молодой артист говорит режиссеру: «А я это не умею!» Если мне режиссер скажет «Станцуй канкан!» я это станцую, если необходимо по роли.
– В спектакле «Макбет» Эжена Ионеско ты блистателен в роли Банко, в «Ричарде III » исполняешь сразу три роли: герцога Кларенса, короля Эдварда IV и герцогиню Иоркскую. Режиссер-постановщик Юрий Бутусов. Как с ним работалось?
– Бутусов – талантливый питерский режиссер и работать с ним интересно. Он из тех, кто в состоянии «развернуть» актера на 180 градусов. Мне нравится, когда режиссер готов к диалогу, когда можно подключаться к творческому процессу, когда режиссер знает, что он от тебя хочет на площадке.
Не приемлю, когда из актера что-то «вылепили», как из пластилина и он ходит по сцене словно запрограммированный.
– В Сатириконе у вас хорошая творческая команда?
– У нас ансамблевый театр, такого, чтобы все вертелось вокруг одной звезды, у нас нет. Мы – одна команда.
– Константин Райкин режиссер требовательный?
– Требовательный. Я рад, что сразу попал к нему в театр. Константин Аркадьевич – мощный режиссер и актер c большой внутренней дисциплиной, он равно требователен и к себе и к актерам.
Сатирикон все время в развитии, Райкин приглашает хороших режиссеров, берет хорошую драматургию. Вместе с нами, актерами ступает на неровную почву новой постановки, он как ртуть, все время в движении. Недавно «Снегурочку» поставил с молодыми актерами, яркий спектакль, сильная энергетика, артисты не только играют, но и поют, танцуют. Райкин блестяще играет Ричарда III в одноименном спектакле Бутусова. Он считает, что театр должен волновать душу зрителя, он за искренность, за соединение актера с залом.
– Максим, образы, создаваемые тобой на сцене абсолютно разные. Глубокие и искренние. Ты актер тонкий и убедительный, со своей внутренней философией. Что для тебя театр?
– Театр – это смысл всей моей жизни. Не отделяю себя ни от одной роли, которую сыграл, я все «пропускаю через себя. Готовясь к роли, всегда внимательно читаю сценарий, отмечаю, что могу «вынести» лично для себя – в том числе и как гражданин.
Не всегда артист получает ту роль, которая может его выразить, а если такое происходит и есть право выбора – это же счастье!
– «Сыграть Арбенина дано не каждому мастеру сцены», – сказал однажды мне в интервью актер Виктор Авилов, это была его любимая роль. Ты великолепен в роли Арбенина, проживаешь этот сложнейший образ, играешь на разрыв аорты! Как рождалась эта работа?
– Все свои роли я сделал на усталости – уникальное состояние! Когда выжат как лимон, ты открыт, появляется второе дыхание. В последний момент как бы взлетаешь, возрождаешься, концентрируются мысли, просыпаются новые силы. “Маскарад“ рождался в моем напряженном рабочем графике – репетиции, съемки, спектакли в Питере. Спектакль идет в два состава – АрбенинКазарин играем с Денисом Сухановым в очередь. Практически два «Маскарада», две любимые работы. Но, роль Арбенина мне дорога особенно, было интересно всецелое постижение этого героя. Я даже грим ему придумал, изменил форму своего носа, прическу. Грим творит чудеса, помогает от внешнего состояния придти к глубочайшему внутреннему.
– В чем же трагедия Арбенина?
– Он не перешел на грань понимания того, почему нельзя претендовать на другого человека, даже если любишь его целиком и полностью! Ревность, Месть, Подозрительность– все это дьявольщина и освободиться от нее может только сильный. Ни один человек не должен принадлежать другому – никому и никогда! Любовь Арбенина эгоистична и слепа, ты -только моя – принцип страшный. Он убил не только Нину, но и самого себя, произошло самоуничтожение.
– Твой идеал в профессии?
– Мне хочется быть самим собой. Очень нравится Фаина Георгиевна Раневская – великая актриса.
Хотелось бы достигнуть мастерства Олега Ефремова…
Роберта де Ниро в кино…Но всего этого можно добиться только находясь в постоянной работе, накапливая опыт за счет новых интересных работ. С удовольствием смотрю наши фильмы, ставшие классикой кинематографа.
Артист должен постоянно учиться, чтобы быть на высоте в своей профессии. Актер постоянно что-то постигает и впитывает, ну, а, если решит, что уже всего достиг – значит, как актер он умер.
– Ты в жизни всего добиваешься сам?
– Я все сделал своим трудом, никто мне не прокладывал дорогу в рай. 90 процентов труда – и я благодарен судьбе за это.
– Что не приемлешь в отношениях людей?
– Ложь – в любом ее проявлении – сценическую, в отношениях двоих людей. Сам врать не люблю, да и не умею.
– Ты категоричен в своих поступках?
– Не категоричен, но принципиален. Никогда не «вычеркну» человека, не проанализировав мотивы его поведения. По возможности стараюсь понять другого. А если влюблен – могу простить все!
– Что тебя раздражает в сегодняшнем дне?
– Сейчас многие увлеклись «обоями, дизайном» в творчестве и жизни. Любую обложку можно раскрасить яркими цветами, нарядить, конечно, она привлечет внимание, но как быть, если под ней Пустота?
Страшно то, что уходит – Духовность. Ускользает куда-то Иллюзорность, Мечта, – все-таки театр и кино – искусство Возвышенное... Мне кажется, что в актерах должна быть тайна, магия, мечта. Сейчас в актрисах исчез образ женщины-мечты, улетучилась недосягаемость, недоступность. Почему-то появилось великое множество бытовых актеров, стремящихся тусоваться, демонстрировать свое материальное благополучие. На актера сейчас смотрят как на представителя шоу-бизнеса: от кого одет, какая марка автомобиля... Почему-то интересны ни его работы, а атрибуты его достатка.
– Какой зритель тебе нравится?
– Люблю незнакомого зрителя, потому что у меня есть желание его завоевать.
– В чем смысл профессии актера?
– Мы, актеры – чистим души людей!